СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СТОЛИЦЫ

«Впечатления от экспозиции не выразить словами». Экскурсия в Музей Победы

27 октября состоялась очередная экскурсия, организованная руководством СРО Ассоциация «Школа без опасности» для членов саморегулируемой организации. Музей Победы посетили представители ООО ЧОО «Рубеж СБ», ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ» и ООО «ЧОП «Щит».

Дедушка Оксаны Бурлаковой (ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ»), Владимир Николаевич Гвоздев, пошел на фронт 17-летним мальчишкой. От первого до последнего дня бился в огне и дыму Курской дуги. Был награжден Орденом Красной Звезды. Посещая экспозицию «Подвиг Народа», отражающую путь наших предков от Брестской крепости до рейхстага, невольно пытаешься представить себя в тех условиях — сдюжили бы мы на месте молодых парней и девчат в гимнастерках, выстоявших против чудовищного врага? «Впечатления от экспозиции не выразить словами, — говорит Оксана Бурлакова. — Мурашки от начала и до конца».

Нередко от небольшого числа людей зависела судьба решающих сражений и целых городов. Так, 22 октября снабжение Ленинграда по Дороге жизни зависело от действий старшего лейтенанта Ивана Гусева и его немногочисленных бойцов.

Остров Сухо… Он появился на Ладожском озере в XIX веке. Маленькая суша в виде подковы. Чтобы пройти ее из конца в конец, нужно не более сотни шагов. Остров был насыпан для строительства маяка.

Никогда он не был столь важен, как в 1942 году. Созданный на нем опорный пункт позволял контролировать южную часть озера, по которой проходили маршруты Дороги жизни, прикрывать подходы к главной базе Ладожской флотилии.

Командование флотилии вовремя получило информацию, что немцы вскоре попытаются перехватить инициативу на Ладоге. Готовились гитлеровцы основательно: из Италии прибыл отряд торпедных катеров, через Финляндию везли самоходно-десантные баржи типа «Зибель». В операции участвовали тридцать судов.

На это наш гарнизон готов был ответить тремя 100-мм орудиями, пулеметами и мужеством солдат под руководством коменданта Ивана Гусева. Не все удалось успеть: не закончилось минирование, а вся фортификация была сделана временной, из дерева и камней.

Атака началась утром 22 октября. На острове находилось около 70 человек, однако половину из них составлял строительный взвод, слабо готовый к бою. Он по приказу Гусева укрылся в землянках и участие в сражении не принял.

Десант немцев включал в себя две ударные группы и саперно-диверсионной отряд, сформированный на основе отделения абвера по Финляндии и Эстонии.

Наш дозорный катер вовремя заметил появившиеся на горизонте суда. Немецкие паромы открыли огонь из 88-мм орудий издалека и сумели почти сразу снести антенну радиостанции и наблюдательную вышку. Из-за того, что конструкции были деревянными, огонь быстро распространился. Кроме того, противнику удалось уничтожить или повредить находившиеся в распоряжении гарнизона пулеметы. Действуя наверняка, немцы бомбили защитников и с воздуха, выделив на крохотный остров девять «Юнкерсов».

Гарнизон понес большие потери: по крайней мере двадцать человек за первый час боя были убиты или ранены. Началась высадка десанта. Расчеты двух из трех орудий были подавлены шквальным огнем и вынуждены были отступить к маяку в центре острова. За их спинами оставалась последняя батарея, которая, однако, мало что могла предпринять из-за ограниченного сектора обстрела. Защитники во главе с Гусевым оборонялись на цокольном этаже: бойцы удерживали лишь это небольшое помещение 13 на 13 метров. На этом последнем узле сопротивления повисла в эту минуту одна из важнейших трасс Дороги жизни…

На острове была уже почти сотня немцев. Но, как оказалось, обескровленный гарнизон даже не думает сдаваться. Артиллерия немцев больше не могла утюжить защитников острова — на маленьком клочке земли она бы била по своим. Остались пуля против пули, штык против штыка.

В горящем здании казармы, орудийных двориках и бункерах кипела рукопашная схватка. Немцы вновь и вновь забрасывали позиции красноармейцев гранатами, но каждый раз при попытке продвинуться встречали жесткий отпор. Каменный остров был охвачен пламенем, дымом, среди которого яростно продолжали звучать выстрелы.

На штабном пароме немцев осознали, что стремительная атака сорвалась. На всю операцию было отведено 120 минут, но спустя два с лишним часа битва, казалось, только с каждой минутой разгорается сильнее. Был подан сигнал к отступлению. С эвакуацией десантники не замешкались и погрузились обратно на корабли.

На этом проблемы гитлеровцев не окончились. Несколько паромов сели на мель. В воздухе появились советские штурмовики и истребители. В бой включились крупные силы Ладожской флотилии. Бой продолжался еще несколько часов, но уже представлял собой в первую очередь воздушное и водное сражение.

Делая хорошую мину при плохой игре, немецкое командирование отчиталось об уничтожении большей части гарнизона острова Сухо. Но его безвозвратные потери составили 15 человек. Между тем, только на суше осталось два десятка солдат противника. И это не считая потерь, понесенных во время морской фазы боя. Удалось также захватить один из паромов, который после был введен в состав Ладожской флотилии.

На мемориальной доске, установленной в память о сражении, процитирована запись Ивана Гусева:

«4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов… Командир обороны Гусев И. К. 22 октября 1942 г.»

Гусев был ранен в тот день четырежды, но продолжал руководить боем. Только после пятого ранения силы его оставили, и он был эвакуирован.

Николай Чуковский на основе воспоминаний участников боя так описал его последние минуты на острове:

«Когда Гусева вынесли на носилках из землянки, и он понял, что его сейчас увезут с острова, он, видимо, огорчился. Слишком важная часть его жизни прошла здесь, среди этих голых камней. Поворачивая бледное свое лицо, с жадностью оглядывал он и старую башню маяка, и кирпичную трубу сгоревшего домика, в котором он жил, и разбитые снарядами брустверы, и каменистую землю, усыпанную осколками металла, и чаек, круживших над волнами. Здесь он, комендант этого маленького острова, работал, мечтал, учил, учился, сражался и победил».

Подобные победы, одержанные на скалистых берегах и над водой Ладожского озера, сложились в одну огромную победу — прорыв блокады Ленинграда, состоявшийся в январе 1943 года.

Виктор Тюшин (ООО ЧОО «Рубеж СБ») среди других участников выразил благодарность за организацию интересной экскурсии.

— От лица коллег могу сказать, что экспозиция очень понравилась, — говорит он. — Надеемся, что для работников охраны и впредь будут проводится такие мероприятия.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности».