СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СТОЛИЦЫ

Высокий стандарт качества охраны

В рамках IV Всероссийского совещания НСБ состоялась секция «Обеспечение безопасности объектов социальной сферы, основными докладчиками которой стали представители СРО Ассоциация «Школа без опасности». 

Мероприятие было организовано при поддержке Общероссийского профсоюза НСБ и Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы (Союз ОСО). Участниками секции стали представители государственного заказчика: руководитель Рабочей группы Координационного совета по комплексной безопасности образовательных организаций Департамента образования г. Москвы Алексей Журавлев и представитель Департамента здравоохранения г. Москвы Андрей Савин. Рассказывая о том взаимодействии, которое удалось наладить между их ведомствами и ЧОО, они отметили, что в области обеспечения безопасности в столице удалось установить эффективный порядок решения самых серьезных задач, касающихся охраны социальных объектов.

Координационный совет по комплексной безопасности, существующий при Департаменте образования, объединил все силовые структуры, от которых зависят решения по защите подведомственных объектов. Совет плодотворно сотрудничает со СРО Ассоциация «Школа без опасности», под эгидой которой действуют ЧОО, занятые в этой сфере.

В настоящий момент на 2016-2018 гг. с охранными предприятиями заключен государственный контракт по охране объектов образования. Документ предусматривает ужесточение штрафных санкций в сравнении с предыдущим трехлетним периодом.

— Требования к обеспечению безопасности наших детей будут только возрастать, — подчеркнул Алексей Журавлев. — И мне хотелось бы выразить благодарность СРО Ассоциация «Школа без опасности» за взаимодействие, направленное на улучшение качества предоставляемых услуг. В Ассоциации есть свои эксперты, который принимают эффективное участие в проверочных мероприятиях, контролируя работу охранных предприятий.

Со стороны Департамента здравоохранения Андрей Савин сообщил, что по данному направлению в Москве также предъявляются самые высокие требования к качеству работы ЧОО. Конечно, в практике обеспечения безопасности в двух сферах имеются многие различия. В первую очередь они обусловлены количественными характеристиками: так, если в школах охрана обычно ограничена одним-двумя сотрудниками, то в медучреждении это 15-20 человек. Но и здесь сотрудничество со СРО «Союз негосударственных предприятий безопасности» приносит большую пользу, как государственному заказчику, так и частным предприятиям:

— Опираясь на наш опыт, могу заявить, что взаимодействие с саморегулируемой организацией положительно отражается на качестве оказываемых услуг, — сказал Андрей Савин. — Заказчику легче работать со СРО. Мы всегда находим общий язык, оперативно работаем с документами и над решением общих задач.

Большой потенциал развития охранного рынка сегодня заключается в работе над созданием профессиональных стандартов, которые закрепляют отвечающие современным вызовам требования к квалификации сотрудников и должны становиться фундаментом профессиональных образовательных программ. В охранном сообществе первой этим путем пошла СРО Ассоциация «Школа без опасности». Но, что удивительно, пока остается одинокой на этой дороге. А ведь на важность разработки профстандартов было указано главой государства. Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» принят национальный план по развитию профессиональных стандартов. Его цель — создание прочной экономической базы социального развития общества.

В своей речи от 9 декабря 2013 года Владимир Путин сказал:

— Работа над профессиональными стандартами — это очень важный вопрос для развития экономики, рынка труда и практически каждого работника. Они должны задать четкие и ясные требования к компетенции специалистов. В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики.

Вместе с тем, были названы проблемы, которые могут помешать реализации задуманного. Одна из них состоит в том, что профессиональные сообщества недостаточно включены в эту работу. Как отметил Сергей Саминский, это сказано в точности об охранном сообществе. Всего в области безопасности создано уже пять стандартов, и только один — в области охраны: «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».

Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, приняв этот стандарт, обозначил, что разработавшая документ СРО Ассоциация «Школа без опасности» является ответственной организацией и в состоянии поддерживать и обновлять стандарт и выстраивать систему подготовки по нему.

Неотъемлемой частью создаваемой системы должен стать механизм подтверждения квалификации работников через профессиональные экзамены. Для этого нужно создать сеть независимых сертификационных центров. Минтруда уже разрабатывает этот комплекс. Однако для появления центра, который бы занимался этим вопросом в охранной отрасли, необходимо, чтобы в сообществе появилось хотя бы четыре стандарта. Тогда при Национальном совете появится совет отраслевой, который и дает необходимую аккредитацию. Поэтому важно, чтобы усилия Ассоциации поддержали другие организации, задействованные в обеспечении безопасности других видов объектов. Считая появление профессиональных стандартов одним из важнейших факторов развития НСБ, СРО Ассоциация «Школа без опасности» готова бесплатно помочь всем коллегам в разработке таких документов.

Активным единомышленником «Школы без опасности» в этом вопросе является руководитель СРО Союз негосударственных предприятий безопасности Валерий Мунько. Вместе с Союзом ОСО и при поддержке Общероссийского профсоюза НСБ его организация занимается проектом профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения». Потребность объектов этой сферы в сотрудниках охраны составляет по самым минимальным оценкам свыше двухсот тысяч человек. Как отметил Валерий Мунько, это делает разработку данного документа своевременной и совершенно необходимой.

Однако не все в сообществе разделяют ту точку зрения, что стандарты необходимы по отдельным направлениям деятельности. Кто-то считает, что стандарт должен быть один, обобщающий профессию охранника во всех ее проявлениях.

Оставим в стороне дискуссию о целесообразности того или иного подхода. Работа над новыми документами такого рода в сообществе сейчас все равно практически не ведется. Между тем, Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в РФ» говорит, что с 1 июля 2016 года применение профессиональных стандартов становится обязанностью работодателя. Об этом нормативно-правовом акте напомнил присутствующим вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» по научно-методической работе Николай Степанов. В данном законе также сказано: «Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников».

Государство видит в профессиональных стандартах документ фундаментальный для формирования современного рынка труда. Область их применения всеохватна: это формирование кадровой политики, профессиональное обучение, аттестация работников и специалистов, разработка должностных инструкций, тарификация, присвоение классности и на основе этого — система оплаты труда.

Следует отметить, что СРО Ассоциация «Школа без опасности» большое значение придает профессиональным образовательным программам и разрабатывает их именно на основе стандарта.   

Впрочем, сводить нереализованной потенциал охранной сферы лишь к одному этому фактору было бы неверно. В отрасли хватает и других сложностей, одна из которых — недостатки действующего законодательства.

Эксперт по научно-методической работе СРО Ассоциация «Школа без опасности» Михаил Гаврилов, анализируя этот вопрос на примере г. Москвы, в своем выступлении сказал:

— Замена непродуктивного уклада с помощью более прогрессивного законодательства в отношении НСБ назрела уже давно. Затягивание этого вопроса есть одна из причин застоя в развитии всех видов деятельности НСБ.

Он отметил, что по этому вопросу в отдельных регионах можно отметить некоторые подвижки, однако они являются исключением, а не тенденцией.

Органы власти не желают проститься со своим зарегулированным влиянием на частный бизнес. Также имеют место коммерческие ведомственные интересы, связанные в том числе с возникшим бюджетным дефицитом. К сожалению, невысокую организованность и активность в разрешении своих проблем зачастую демонстрирует само охранное сообщество.

Говоря о столице, можно отметить, что Москва сделала немало для сохранения ведущих позиций в области обеспечения безопасности. Здесь разработан ряд документов, которые могли бы послужить примером для других регионов. Среди наиболее значимых из них можно назвать Распоряжение Правительства г. Москвы от 3 ноября 2004 г. №2196-РП «Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в Москве». Оно во многом стало определяющим для развития негосударственных охранных структур в столице. Именно с его выходом они стали играть значительную роль в обеспечении безопасности. Это позволило свободнее вздохнуть всему бизнесу, которому были навязаны цены вневедомственной и ведомственной охраны.

Вскоре после этого нормативно-правого акта вышло Распоряжение Правительства г. Москвы от 21 июня 2005 г. №1116-РП «О негосударственных предприятиях безопасности и частных охранных предприятиях, охраняющих объекты городского хозяйства Москвы» и Постановление Правительства г. Москвы №103-ПП от 1 марта 2005 г. «Об обеспечении безопасности образовательных учреждений», ставшее краеугольным камнем для ЧОО, которые работают в этой сфере.

В результате частные предприятия убедились, что в них нуждаются и им доверяют. Началось активное совершенствование материальной базы, технической оснащенности, появилась открытость во взаимоотношениях с правоохранительными органами, повысилась ответственность перед заказчиком, возросло качество услуг.

Дальнейшим шагом в совершенствовании столичного рынка безопасности стало Постановление Правительства г. Москвы от 16 октября 2007 г. №911-ПП «Об утверждении базовых требований к охране объектов г. Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета г. Москвы». Многие и сейчас руководствуются его положениями, где прописаны все требования к охраннику и ЧОО. Также здесь впервые прозвучал вопрос о регламентации оплаты услуг ЧОО и была утверждена методика расчета. К сожалению, впоследствии принцип этих расчетов изменился и стал субъективным. За сумму, которой едва хватает для обеспечения оплаты труда сотрудника охраны, заказчики сегодня желают получить полноценный комплекс защиты, как будто и впрямь не ведая, что дешевизна не может создавать условия для охраны надлежащего качества.

Другим важным актом стал Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в г. Москве». В этой системе активно участвуют ЧОО, доказывая свою эффективность.

В результате этого поступательного развития в настоящий момент качество услуг большой части ЧОО не уступает качеству услуг ведомственной и вневедомственной охраны. Практически все ЧОО в Москве, охраняющие государственные объекты, имеют хорошо оснащенные ГБР, обеспечивают высокую оперативность реагирования и круглосуточное дежурство — все это стало обычным делом для ЧОО.

Принявший участие в работе секции член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин в завершение мероприятия сказал:

— Наше сообщество пользуется теми нормами, которое предложило нам государство. И мы, безусловно, должны жить по тем правилам, которые государством утверждены. Но вместе с тем, мы сами можем предлагать нормы, которые бы эффективно регулировали отрасль. В этом отношении очень важен пример появившегося профессионального стандарта. Это основополагающий документ, впервые разработанный в недрах НСБ. Представители охранного сообщества сами выступили с инициативой, провели общественные слушания, прошли процедуру регистрации и согласования. И теперь существует официально утвержденная норма. Я бы хотел, чтобы охранное сообщество и дальше шло этим путем.