СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СТОЛИЦЫ

Новые требования к частным охранным организациям: за и против

В пресс-центре «Парламентской газеты» состоялось обсуждение Проекта постановления Правительства РФ, которое предусматривает повышение требований к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Член Общественной палаты, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин считает, что повышать требования к тем участникам рынка, которые заняты в обеспечении безопасности объектов бюджетного финансирования, необходимо. «Очень важно, чтобы в работе по оказанию охранных услуг государству участвовали самые эффективные структуры. Мы должны оградить общество от недееспособных, недобросовестных участников рынка и создать соответствующие барьеры».

Дмитрий Галочикн отметил, что эти барьеры может создать как само сообщество, в том числе с использованием механизма общественного контроля, так и государство, внося изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую отрасль.   

Главный эксперт-специалист Управления по организации лицензионно-разрешительной работы МВД РФ Андрей Аванесов в ходе заседания отметил, что главная цель разработчиков проекта постановления — повышение качества охранных услуг, заказчиком которых выступает государство.

Анализ, проведенный Управлением, показывает, что предлагаемые ведомством нормы помогут сократить количество организаций, участвующих в тендерах с целью демпинга. Участники рынка не могут не приветствовать такую перспективу. Демпинг — это бич отрасли. На отдельных конкурсах фирмы-однодневки могут сбивать цену на 50%. Не имея для исполнения контракта ни кадровых, ни материальных ресурсов. Выигрывая лот, такая организация либо по субподряду передает его исполнение другой компании, либо выполняет его частично, выставляя неквалифицированных охранников, либо не выполняет вовсе. Ситуация, которая не может устраивать ни заказчика, ни предприятия, которые стремятся повысить качество своих услуг, но теряют рынок из-за таких недобросовестных игроков.

Какие же требования позволят отсечь подобные компании от тендеров? Среди них — наличие опыта по исполнению контракта на охрану за последний год, что должно стать непреодолимым препятствием для фирм-однодневок. Обладание лицензией на охрану объектов, в отношении которых установлены требования к антитеррористической защищенности. Необходимость в организации дежурных частей и мобильных групп. Подписание соглашения с территориальными органами внутренних дел. Отсутствие грубых нарушений лицензионных требований и т.д. — эти пункты споров в сообществе не вызывают. Но наряду с ними регулятор предлагает нормы, которые порождают вопросы у участников рынка.

Одна из них — требование о наличии в штате предприятия не менее ста человек. Позиция регулятора понятна — он неизменно приветствует укрупнения на рынке. Вот только как это требование будет уживаться, например, со Стратегией развития малого и среднего бизнеса, не совсем ясно. Стратегия эта уже реализуется государством на различных уровнях, но, похоже, НСБ из нее грозит исключение, так как постановление, появись оно в текущем виде, выдавливает с рынка малый бизнес. Вызывает недоумение сама эта цифра в сто человек. Неужели нет дееспособных компаний со штатом в 90, 95 человек? Да даже с пятьюдесятью работниками многие предприятия успешно оказывают охранные услуги.

С критикой данного положения выступил заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов:

— В нынешнем виде проект попросту противоречит некоторым законам РФ. Конкретно — Федеральному закону «О защите конкуренции». Если положение о наличии в штате не менее ста человек будет принято, то это вынудит предприятия, не насчитывающие такого числа сотрудников, обращаться в суд. Такие ограничения не предусмотрены Федеральным законом «О защите конкуренции».

Анатолий Данилов считает необходимым другой путь развития — путь саморегулирования и внедрения профессиональных стандартов. Оба этих направления сегодня развиваются в рамках работы Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Возглавляет его президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский.

Саморегулируемая организация под его началом демонстрирует пример успешного развития на основе этих принципов. Её члены охраняют объекты сферы образования, и стоит отметить, что их опыт востребован не только во многих регионах России, но и за рубежом, а разработанный профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» стал первым в своем роде в НСБ. Подкомитет по развитию индустрии безопасности под руководством Сергея Саминского оказывает всю возможную другим участникам рынка в создании новых стандартов. На этапе согласования уже находится аналогичный документ для сферы здравоохранения. Для более эффективной работы в этом направлении Советом ТПП РФ по профессиональным квалификациям было принято решение о создании Комиссии по профессиональным квалификациям в сфере безопасности.

Надо сказать, что проект постановления в некоторой степени учитывает эти тенденции развития НСБ, и одно из содержащихся в нем требований — членство ЧОО в СРО, в объединении работодателей и профсоюзе. По мнению регулятора, это должно повысить ответственность предприятий, а саморегулируемые организации обеспечат дополнительный контроль качества услуг.

Между тем, существует еще одно положение, которое представляется спорным. Требования постановления не распространяются на частные охранные организации, учрежденные казачьими войсковыми обществами. Государство ставит перед ними особо важные задачи и этим оправдывает их обособленное положение, считая при этом, что это не меняет общего расклада сил на рынке.

Однако многие полагают, что государство само ставит себе подножку таким решением. «Особость» и важность таких организаций не отменяет того факта, что имеющее грубые нарушения, не обладающее опытом работы предприятие попросту опасно ставить на объект. И, к сожалению, такие ЧОО среди выведенных за пределы действия постановления имеются.

Следует ли дополнить проект другими пунктами? Вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Михаил Гаврилов считает, что регулятору стоит задуматься над тем, чтобы шире использовать инициативы и возможности участников рынка, в том числе базы саморегулирования. Также он призывает вернуться к вопросу о методике расчета оплаты охранных услуг. По мнению Михаила Гаврилова, это позволило бы получить подготовленный охранный ресурс, сохранить кадры и повысить ответственность предприятий. Стоит задуматься и о категорировании объектов. Чем выше категория — тем выше и требования к охране, но и соответствующая оплата услуг.

Также регулятор, если он заинтересован в хорошо подготовленных работниках на постах на государственных объектах, должен поддерживать систему обучения, которая бы учитывала специфику конкретной сферы деятельности (образование, здравоохранение и т.д.). 

Подытоживая дискуссию, можно отметить, что проект, представленный на суд общественности, пока не кажется достаточно выверенным. Острая реакция представителей охранного бизнеса понятна — любые инициативы извне тяжело воспринимаются предпринимательством, привыкшим к определенным правилам и устоям, нашедшим взаимопонимание с заказчиком по ключевым позициям.

На оптимистичный лад настраивает то, что регулятор с готовностью участвует в обсуждении проекта и выражает намерение учитывать пожелания сообщества. В любом случае, на этом документе развитие законодательства в сфере не заканчивается.  Будут появляться новые акты и постановления — нормативно-правовая база продолжит совершенствоваться. Главное, чтобы охранное сообщество не оставалось в стороне от этого процесса.  

Фото: «Гардинфо»