СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СТОЛИЦЫ

Состоялся Второй съезд ФКЦ РОС

15 апреля в Москве прошел Второй съезд Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур».

Гостями съезда стали депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн, начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Анатолий Маликов, заместитель начальника Главного управления государственного контроля и лицензионно разрешительной работы Росгвардии Константин Пучков, заместитель начальника отдела расследований Контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной служб Полина Савина, начальник отдела надзора и контроля в сфере охраны труда — главный государственный инспектор труда Управления осуществления федерального надзора в сфере труда Федеральной службы по труду и занятости Арсений Назаров и другие представители федеральных органов власти.

В работе съезда приняли участие вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» по научно-методической работе Николай Степанов, исполнительный директор СРО Ассоциация «Школа без опасности» Мария Шапкина и президент группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов.

Со вступительным словом к участникам съезда обратился президент ФКЦ РОС Александр Козлов, который приветствовал гостей мероприятия и наградил почетными дипломами организации, долгое время представленные на рынке и достигшие высокого качества услуг.

В своем выступлении он обозначил проблемные вопросы охранной отрасли и пути их решения. Важнейшей задачей, в работе над которой удалось значительно продвинуться в последние годы, является создание оптимальных социально-экономических условий для развития частных охранных организаций в России.

Несколько лет назад лидерами охранного сообщества было выработано и введено в оборот понятие минимальной стоимости постовой охраны, в которую был заложен МРОТ, налоговые отчисления, нормативы рабочего времени и т.д. Иными словами, ниже этой стоимости фактически начиналось совершение преступления — неисполнение налогового или трудового кодекса. 

Понятие минимальной стоимости легло в основу целого ряда последующих документов. Так, были разработаны методические рекомендации по выявлению ЧОО, предоставляющих услуги с систематическими нарушениями законодательства. Их применяют в своей деятельности созданные в составе Координационных советов при территориальных органах Росгвардии комиссии по повышению качества охранных услуг на объектах. 

В дальнейшем эти наработки были реализованы в основополагающих нормативно-правовых документах. 8 мая 2020 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 645, уполномочивающее Росгвардию устанавливать порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок охранных услуг. В развитие этого Постановления директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ — главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ Виктор Золотов подписал Приказ, устанавливающий затратный метод определения НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг. В настоящий момент он находится на утверждении в Минюсте.  

Порочный круг, при котором заказчик предлагал цену, не позволяющую исполнять закон, а недобросовестные предприятия соглашались на преступную цену, вскоре должен быть разорван. В соответствии с формулой расчета НМЦК минимальная стоимость поста в России будет составлять 135000 рублей. При этом могут быть применены повышающие коэффициенты. 

Это уникальный пример общественно-государственного партнерства, сопоставимого с которым по своему влиянию на целую отрасль найти трудно. Это также пример консолидированных действий всех лидеров охранного сообщества: в основе общего успеха лежит совместная работа ФКЦ РОС во главе с Александром Козловым, СРО Ассоциация «Школа без опасности» во главе с Сергеем Саминским и Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности во главе с депутатом Государственной Думы РФ Анатолием Выборным.

Александр Хинштейн высказался об усилиях охранного сообщества по развитию законодательства, регулирующего отрасль. Он отметил назревшее разделение частной детективной и частной охранной деятельности и поблагодарил Александра Козлова и директора НИЦ «Безопасность» Олега Климочкина за их вклад в решение этого вопроса.

В ходе съезда были единогласно продлены полномочия Александра Козлова в качестве президента ФКЦ РОС, а также поддержано создание трех комитетов: по стандартизации, по пультовой охране и по охране объектов государственного заказа. Последний возглавил член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, эксперт Союза ОСО по государственному заказу, президент группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов.

Он выступил с докладом на тему проблем и вопросов, возникающих при закупке охранных услуг для объектов, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного (муниципального) бюджета.

Как заявил Александр Гадалов, принятие 44-ФЗ и 223-ФЗ заложило современную систему закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако, несмотря на постоянную доработку законодательства, задача установления здоровой конкуренции на рынке охранных услуг в полной мере не решена. Демпинг, предоставление участниками закупок недостоверных сведений, злоупотребления со стороны заказчиков в части внесения в техническое задание заведомо невыполнимых критериев и т.д. — препятствий немало.

Существует типовой контракт, утвержденный Росгвардией, но нет установленной на федеральном уровне обязанности использовать типовые технические задания и критерии. В результате каждый их прописывает, как считает нужным. Некомпетентный заказчик может сформулировать ничтожные требования, что саботирует отбор поставщика качественных услуг и приводит к победе минимальное ценовое предложение от предприятия, не обладающего ни компетенцией, ни ресурсами.

Примеры регионов, где данные проблемы в той или иной степени нивелированы, к сожалению, редки. Одним из примеров является Москва, где закупки охранных услуг систематизированы, предусмотрены типовое техническое задание и критерии.

По мнению Александра Гадалова, изменить ситуацию к лучшему могло бы использование при описании объекта закупки требований из документов национальной системы стандартизации. Сегодня заказчик эту возможность не использует. Между тем, добровольная сертификация — это не только легальный способ повышения конкурентной привлекательности заявки, но и средство снижения напряжения между сторонами в ходе исполнения контракта, так как получатель услуг четко понимает, что именно он приобретает.

К решению вопроса можно подойти путем закрепления в законе перечня документов, в соответствии с которыми установлены характеристики конкретной закупки.

В борьбе с недостоверными сведениями участников закупок могло бы помочь изменение регламента работы закупочных комиссий. В настоящее время на рассмотрение первой части заявки, не нуждающейся в длительном изучении, отводится пять дней, тогда как на вторую часть, куда внесены сведения, которые должны быть тщательно проанализированы и которые чаще всего и фальсифицируют, отводится три дня. Разумно было бы пересмотреть эти сроки.

Необходима комплексная доработка нормативно-правовых актов с тем, чтобы органы исполнительной власти установили типовые технические задания и критерии оценки для своих отраслей. При этом следует использовать в типовых критериях оценки показатели деловой репутации, а в качестве подтверждающего документа принимать сертификат или иной документ о соответствии участников требованиям национальных стандартов в сфере охранной деятельности. Для обеспечения равных возможностей участников закупок целесообразно предусмотреть в 44-ФЗ такой механизм, как подача коллективной заявки от группы участников. Она предусмотрена в 223-ФЗ и успешно применяется на практике.

Тема стандартизации в охранной деятельности продолжилась докладом Александра Козлова. Этот эффективный инструмент повышения качества охранных услуг продолжит совершенствоваться при участии крупнейших объединений в отрасли — ФКЦ РОС и СРО Ассоциация «Школа без опасности». Сергею Саминскому были переданы полномочия на создание рабочего органа по реализации национального стандарта ГОСТ Р 58485-2019 «Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных организаций. Общие требования».

C Росстандартом достигнута договоренность о том, что сторонними организациям полномочия по сертификации на соответствие установленным стандартами требованиям передаваться не будут.

Широкий спектр вопросов развития отрасли затронул в своем выступлении Олег Климочкин, директор НИЦ «Безопасность», под эгидой которого разрабатывается проект нового закона, регулирующего частную охранную деятельность. Он также рассказал о работе над новыми национальными стандартами, проводимой членами технического комитета по стандартизации «Антитеррористическая и охранная деятельность» (ТК 208).

Олег Климочкин напомнил о системе профессиональных квалификаций, в совершенствовании которой охранная отрасль нуждается в той же степени, что и в развитии системы национальных стандартов. Сергей Саминский был избран в 2020 году председателем Комиссии СПК Антитеррор по профессиональным квалификациям специалистов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и охраны объектов (территорий) с массовым пребыванием людей. При поддержке руководства СПК намечена широкая работа по созданию и актуализации профессиональных стандартов и развитию независимой оценки квалификаций в отрасли.

В ходе съезда обсуждалось празднование 30-й годовщины частной охранной деятельности в Российской Федерации. К дате будут выпущены общественные награды и сформирован сборник «30-летие частной охранной деятельности», в подготовке которого значительную поддержку оказал президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский.

На съезде прозвучал ряд других докладов, касающихся разнообразных аспектов осуществления частной охранной деятельности. Выдвинутые предложения войдут в резолюцию Второго съезда ФКЦ РОС.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»