СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СТОЛИЦЫ

Бесценная память. Экскурсия в Музей Победы

Работники ООО ЧОП «СОБР», ООО «ЧОП «Щит» и ООО ЧОП «КОНСУЛ-2002» 13 июля посетили экспозицию «Подвиг Народа» с экскурсией, организованной в рамках соглашения между СРО Ассоциация «Школа без опасности» и Музеем Победы.

Двое дедов Эдуарда Маркиросяна (ООО ЧОП «КОНСУЛ-2002») начали свой фронтовой путь в разных городах. Григорий Маркиросян — в Моздоке, Василий Бойко — в Краснодаре. Но закончили в одном — в Вене. Нацисты пытались превратить ее в неприступную крепость, однако она была взята Красной Армией за одну неделю.

— Трудно подобрать слова, чтобы описать впечатления от экспозиции, — делится Эдуард Маркиросян. — Отличная экскурсия. Особая благодарность экскурсоводу — очень интересный и эмоциональный рассказ.

…Вообразите лагерь для военнопленных под открытом небом. Вся обстановка — земля и колючая проволока. Три дня советских солдат держали здесь без еды.

Кинооператор зарядил пленку и готов снимать. Кадры следующих минут должны войти в пропагандистскую хронику, которую будут крутить перед всеми киносеансами Германии: десятки «недолюдей» бьются друг с другом насмерть за кусок хлеба. Комендант, дразня пленных, держит в руках свежую буханку.

Наконец еда летит в толпу. Но изнуренные люди не шевелятся. Только один человек отделяется от толпы, спокойно поднимает хлеб и делит его на равные части. Истощенные пленные терпеливо ждут, пока их товарищ не передаст комок хлеба. Кинооператор и лагерное руководство разочаровано. Замученные тела, может, и в их власти, но дух этих людей — нет.

История, рассказанная экскурсоводом, произошла в концлагере Амерсфорта в Нидерландах. Здесь содержали советских солдат из Узбекистана, взятых в плен во время Смоленского сражения. Их почти не кормили. 24 человека не пережило зиму 1941 года. Остальных расстреляли. Местные жители чтут их память и зажигают в местном лесу 101 свечу — по числу убитых.

Комендант лагеря не избежал возмездия. После войны он был казнен. Но, к сожалению, в отличие от его имени, имена большинства его жертв по сей день не удалось установить.

— Мало осталось тех, кто хранит живые воспоминания о событиях тех лет, — говорит Татьяна Шурыгина из ООО ЧОП «КОНСУЛ-2002». — Откуда молодому поколению узнавать правду о войне? Тем ценнее та работа, которую проводит Музей Победы.

21 апреля этого года скончался Петр Котельников — последний из живущих защитников Брестской крепости. В 1941 ему было всего 12 лет. Сирота, которого пригласили в музыкальный взвод 44-го стрелкового полка, расквартированного в Белоруссии. Он носил военную форму и зеленые петлицы, как у пограничников. Жил в казарме и следовал военному распорядку дня. 22 июня всегда помнил во всех деталях.

В последний мирный день юные музыканты провели репетицию, а вечером искали птичьи гнезда. Утром их разбудил сильный удар. Пробило крышу.

— Увидел раненых и убитых, понял: это уже не учения, а война, — вспоминал Петр Котельников. — Большинство солдат нашей казармы погибли в первые секунды после удара. Я вслед за взрослыми бросился к оружию, но винтовки мне не досталось. Тогда я с одним из красноармейцев кинулся тушить вещевой склад. Мы с ровесниками-музыкантами, воспитанниками других полков помогали раненым, носили боеприпасы, еду, воду. Ночью пробирались к реке, чтоб набрать воды, и возвращались обратно.

Неделю Петр Котельников переносил все тяготы, выпавшие на долю защитников крепости. 29 июня он ушел с группой бойцов, попытавшейся прорваться из окружения. Потом был лагерь для военнопленных, неудачный побег, после которого он попал в тюрьму. Новая попытка побега оказалась успешной. Он жил в оккупации неподалеку от Бреста, помогая местным по хозяйству, и постоянно искал способ добраться до фронта.

После Победы он связал судьбу с вооруженными силами, служил в Эфиопии и ГДР. До последних дней полковник Петр Котельников жил в Москве, в Юго-Западном административном округе.

Уход каждого участника войны лишний раз напоминает о важности проводимой Музеем Победы работы по сохранению памяти о Великой Отечественной войне. СРО Ассоциация «Школа без опасности» под руководством Сергея Саминского деятельно поддерживает эти усилия.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»