Союз ОСО: покончить с демпингом в отрасли
Состоялось совещание Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы (Союз ОСО). На встрече были подведены итоги деятельности членов Союза в ушедшем году и определены дальнейшие направления работы.
В работе совещания, состоявшегося в Правительстве Москвы, приняли участие: руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, председатель Наблюдательного совета Союза ОСО Алексей Майоров; депутат Московской городской думы Инна Святенко; член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин; президент СРО Ассоциация «Школа без опасности», председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский; председатель Правления СРО «Союз частных предприятий безопасности» Валерий Мунько; председатель Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты Александр Фролов; другие представители НСБ, общественных организаций и городских органов властей.
Инна Святенко в своем вступительном слове рассказала участникам совместного совещания о том, какие проблемы, сопряженные с деятельностью частных охранных организаций, волнуют сегодня общественность. В частности, депутат Мосгордумы остановилась на таком вопросе, как система видеонаблюдения, — здесь по-прежнему необходимо продолжать интеграцию с частными предприятиями, чтобы обеспечить необходимое покрытие городского пространства и объектов. «Над этим нам нужно поработать как законодательно, так и в части практической реализации такого проекта в свете перспектив нашего взаимного сотрудничества. Для нас очень важно, чтобы Московская торгово-промышленная палата тоже участвовала в этих мероприятиях», — сказала Инна Святенко.
Подобная работа должна пройти достаточно эффективно: в вопросе взаимодействия по решению проблем общественной безопасности НСБ и органы власти достигли в последнее время хорошей координации. Это отметил в своем выступлении Дмитрий Галочкин:
— Меня очень радует, что удалось выйти на системный диалог. Недавно прошло III Всероссийское совещание НСБ, на котором в повестке были такие пункты, как формирование в негосударственной сфере безопасности общественно-государственного и частно-государственного партнерства, а также трех правовых институтов: общественного контроля, деловой репутации и института компетенции и квалификации. Мне кажется, эти пять блоков — тема и для дальнейшего развития Союза ОСО. Кроме того, в решении стоящих перед нами задач активное участие, мне кажется, должны принимать основные для НСБ институты гражданского общества, и в первую очередь, торгово-промышленная палата. Как заместитель руководителя комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ, могу сказать, что она к этому взаимодействию готова.
Дмитрий Галочкин предложил уделить пристальное внимание формированию института общественного контроля. Соответствующий закон вступил в силу в августе прошлого года. Успешная практика его применения только формируется, но уже ясно, что предоставляемые им инструменты очень важны, чтобы отрасль развивалась в Москве стабильно и предсказуемо.
Одна из проблем, в решение которой может помочь общественный контроль, — это чрезмерное давление субъектов, проверяющих охранную деятельность. Подобный надзор могут осуществлять до 20 различных структур. И, к примеру, такой недочет, как отсутствие шеврона у охранника, может привести к тому, что предприятие лишится лицензии. Несмотря на то, что своей работой оно завоевало прочную репутацию, а иных замечаний не будет. Безусловно, отсутствие шеврона — это нарушение. Но соответствует ли ему тяжесть наказания?
Откликаясь на озвученную проблему, Алексей Майоров сказал, что в Департаменте региональной безопасности и сегодня большое внимание уделяют подобным ситуациям и следят за тем, что небольшие замечания не наносили ущерб основной деятельности предприятия. «Мы готовы и разбираемся с любым обращением добросовестного предпринимателя к городу по таким вопросам», — подчеркнул он.
В своей речи Алексей Майоров назвал одну из главных, по его мнению, проблем, связанных с деятельностью охранных структур. Заключается она в механизме, который предполагает законодательство о конкурсах на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
— Этот закон един для всех ситуаций: от закупки гвоздей до охранной деятельности. Но охранная деятельность специфична: фактически здесь торгуют заработной платой, но при этом на конкурсе никто не смотрит на заработную плату, которая должна соответствовать определенному прожиточному минимуму. И, глядя на ценовую политику, мы видим, что ущемляются интересы трудящихся в лице сотрудников охранных структур. Фактически не учитывается профессионализм, уровень подготовки и прочие моменты. Кто-то демпингует, и в результате никто уже не думает о том, что из себя будет представлять пост. Конкурс разыгран, можно отчитаться об экономии. А потом контролирующие органы и общественность приходят смотреть на пост и недоумевают: а что это за оборванец, который трое суток не спал, здесь стоит вместо охранника? Эта проблема очень волнует нас. Процедура проведения конкурса выпадает из-под четкого внимания и системной работы как общественных организаций, так и тех, кто занимается контролем над охранной сферой. Свою роль и влияние здесь также в рамках защиты прав и интересов добросовестных предпринимателей должна проявить и Торгово-промышленная палата.
Несмотря на существующие проблемы, лидеры отрасли продолжают неуклонно развиваться, постоянно трудятся над совершенствованием своей работы. Об основных направлениях деятельности членов Союза ОСО доложил председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский:
— В целях повышения уровня качества охранных услуг на социальных объектах столицы основными направлениями работы Союза ОСО в истекшем году являлись: во-первых, организация членами Союза ОСО контроля и проведения проверочных мероприятий на объектах. Во-вторых, организация специализированного обучения среди сотрудников частных охранных организаций. В-третьих, разработка профессионального стандарта «Работники по обеспечению защиты/охраны образовательных организаций». В-четвертых, повышение уровня гражданской ответственности среди сотрудников ЧОО.
В своем выступлении президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» подробно остановился на каждом из названных аспектов.
Были приведены следующие итоговые показатели проверочных мероприятий за 2014 год на объектах образования и здравоохранения г. Москвы. Комиссия по контролю СРО «Школа без опасности» на объектах образования провела 2887 проверок. Выявлено 101 грубое нарушение, привлечено к ответственности 126 лиц. Наблюдательным советом СРО «Союз частных предприятий безопасности» на объектах здравоохранения г. Москвы было проведено 556 проверок, выявлено 22 грубых нарушения, привлечено к ответственности 17 лиц.
С 1 сентября на базе СРО Ассоциация «Школа без опасности» начал функционировать Центр видеомониторинга, который в ежедневном режиме осуществляет удаленный контроль за исполнением должностных обязанностей сотрудниками охраны. За период с 1 октября по 31 декабря удаленный видеомониторинг был проведен на 1538 объектах. Выявлено 76 грубых нарушений, привлечено к ответственности 81 лицо.
В целях специализированной подготовки работников ЧОПов, задействованных в образовательной сфере, в Центр профессионального обучения СРО Ассоциация «Школа без опасности» для начальников охраны с 1 августа 2014 года было организовано бесплатное обучение по особенностям охраны образовательных организаций. Это является лишь началом куда более масштабной работы: с 10 апреля обучение начинается и для примерно 12000 сотрудников охраны, находящихся на постах. К 1 сентября каждый из них должен будет сдать тестирование из 99 вопросов. Правильный ответ необходимо дать на каждый из вопросов, в противном случае аттестация принята не будет.
Кроме организации специализированной подготовки работников в прошлом году также была необходима разработка профессиональных стандартов по постановлению Правительства РФ №23. Одним из основных авторов стандарта «Работники по обеспечению защиты/охраны образовательных организаций» стал вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» по научно-методической работе, член Совета Союза ОСО Николай Степанов. Большую помощь в этой работе ему оказали ответственные сотрудники Департамента региональной безопасности г. Москвы и МВД РФ. В результате этот стандарт был согласован Профсоюзом НСБ, Союзом работодателей НСБ, МВД РФ и теперь ожидает одобрения Минтруда. Его принятие, которое может состояться до конца года, ознаменует официальное появление двух новых профессий: оперативный дежурный и начальник охраны группы объектов.
Формулировка «повышение уровня гражданской ответственности среди сотрудников ЧОО», хотя и звучит как дань текущему политическому моменту, отражает действительное направление важной работы. За истекшие месяцы члены Союза ОСО вместе с другими представителями НСБ принимали активное участие в митингах и шествиях, приуроченных ко Дню народного единства, в акциях памяти по жертвам Донбасса, концерте-митинге, посвященном присоединению Крыма. Учитывая враждебную обстановку, сложившуюся на арене геополитических столкновений в последнее время, подобное единение становится крайне необходимо. Алексей Майоров поблагодарил негосударственные охранные структуры за активное участие в общественной жизни города.
В продолжение разговора о проблемных вопросах частных охранных организаций на собрании выступил председатель Правления СРО «Союз частных предприятий безопасности» Валерий Мунько. Он коснулся моментов, которые представляют особую важность для тех, кто вовлечен в непосредственную службу на объектах. Первый их них связан с личными карточками охранников. В соответствии с требованиями приказа МВД она может быть оформлена и выдана органом внутренних дел в день приема документов. И по регламенту после подачи документов инспектор должен потратить на это не более 15 минут. Но по сути инспектора этого делать не всегда успевают. Процедура затягивается, а бизнес не может выставить охранника, так как в отсутствии карточки и самому сотруднику, и юрлицу грозит штраф. А два штрафа на юрлицо означают приостановку лицензии. При этом вся информация, которую содержит данная карточка, указана в удостоверении частного охранника, также выдаваемом МВД. Фактически, они дублируют друг друга. Возникает вопрос: к чему эта зарегулированность?
Второй момент касается Постановления Правительства Москвы «Об утверждении базовых требований к охране объектов г. Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета г. Москвы» № 911-ПП. Это единственный документ в России за все 23 года существования Закона «О частной детективной и охранной деятельности», который регламентирует ценообразование поста. Но он был принят еще в 2007 году. И его необходимо актуализировать.
Алексей Майоров согласился с тем, что формирование этой цены должно быть ясно прописано. Необходимо выработать соответствующий четкий экономический механизм, и эту задачу глава столичного Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции обозначил, как одну из важнейших на этот год.
Денис КРЮЧКОВ.