Школа не должна походить на бункер
Перед новым учебным годом в российских школах прошли массовые проверки. Каковы результаты данных проверок? Насколько школы безопасны и готовы к новому сезону? Об этом Pravda.Ru рассказали инициаторы этой проверки — председатель комиссии по безопасности Общественной палаты Российской Федерации, председатель президиума Общероссийской общественной организации "Офицеры России" Антон Цветков и глава центра социальной и правовой защиты Общероссийской общественной организации "Офицеры России" Сергей Ермоленко.
— Антон Владимирович, как вы пришли к идее такой проверки школ? Что вы проверяли?
Антон Цветков: Проверка проходила под эгидой комиссии по безопасности Общественной палаты РФ. В прошлом году мы впервые проводили проверку по линии общественного контроля комплексной безопасности школ и дошкольных учреждений. И в эфире Правда. Ру как раз обсуждали результат той проверки. Поэтому опыт уже есть, и достаточно большое количество вопросов попало в зону нашего внимания. Проводя проверку безопасности школ, мы изучаем работу охранных предприятий, установку пожарной и охранной сигнализаций, ограждение внешнего периметра, состояние детских спортивных площадок. Изучаем конструктивную часть здания по уровню техногенной безопасности, систему контроля доступа, уровень подготовки учителей и руководства школы, их формат взаимодействия с родителями.
Смотрим, насколько проработаны маршруты движения учащихся младших классов в школу и домой. То есть существует масса самых разных вопросов.
В этом году мы приняли решение о расширении данной программы. С учетом того, что это было поддержано всеми соответствующими ведомствами и востребовано коллективами школ, мы приняли решение провести это уже на общероссийском уровне.
В связи с этим была проведена видеоконференция по всей стране, в которой приняли участие более 80-ти общественных палат субъектов РФ. Мы поделились опытом и обратились к членам палат, чтобы они подключились к этим проверкам. Мы хотим создать единый общегосударственный формат требований к безопасности школ.
В этом году мы существенно расширили перечень людей, входящих в комиссию. Помимо представителей ГУВД, сотрудника департамента образования Москвы и нашего эксперта, туда вошли представители ГАИ и вневедомственной охраны, лицензионной разрешительной системы и департамента транспорта, потому что большое количество директоров обращало внимание на организацию дорожного движения у школ. Это одна из проблем, которая не решена. Сейчас вопрос взял на контроль заммэра Москвы Ликсутов. МЧС Москвы также поддержало инициативу и сочло, что присутствие их сотрудников необходимо.
Безопасны ли наши школы?
Мы приняли решение расширить не только географию и круг вопросов, но проверяли также образовательные учреждения, которые входят в сферу социальной защиты. Как раз Сергей Александрович Ермоленко возглавлял это новое направление и проверил практически все объекты, которые входят в структуру департамента соцзащиты.
— Сергей Александрович, что с социальной защитой населения и безопасностью этих объектов?
Сергей Ермоленко: Департамент откликнулся, предоставил своих сотрудников для проверки. Особое внимание мы уделяли объектам, в которых занимаются дети с ограниченными возможностями — с проблемами опорно-двигательного аппарата, слепые и так далее. В некоторых из них дети не только обучаются, но и проживают какое-то время. Приезжали представители частных охранных организаций, мы беседовали с руководством и охранниками. Они рассказывали, как они охраняют, о технических системах охраны и своих обязанностях. В результате были выявлены системные проблемные вопросы. Когда возникает экстренная ситуация, охранник является главным человеком, который должен организовать эвакуацию. Мы проверяли их способность принимать грамотные решения в таких случаях. Охранники показали очень низкие способности к этому. Например, я даю вводную: вот в окне ворота, заезжает автомобиль в ночное время, что вы будете делать? И он сразу теряется, не знает, что делать. Поэтому я рекомендовал руководителям охранных организаций разработать карточки на каждый такой экстренный случай и прописать каждому охраннику, что он должен делать. Ведь они не смогли дать ответ даже на элементарную ситуацию: произошел пожар в соседнем помещении, что вы будете делать? Несколько охранников не могли скоординироваться, что должен каждый делать, хотя у каждого должны быть свои четкие обязанности.
Они должны даже в ночное время с закрытыми глазами четко исполнять обязанности, которые у вас прописаны при возникновении той или иной экстренной ситуации. Такая системная проблема — практически во всех образовательных организациях.
— Вы хотите выработать единый стандарт безопасности. Конечно, он необходим. Почему его до сих пор нет?
А.Ц.: Безусловно, необходим единый стандарт. В Москве он разрабатывается и даже внедряется, но еще не до конца закончен. И все же Москва по отношению к большинству регионов — просто небо и земля. Даже в Московской области дела существенно хуже. В Москве есть хоть какие-то стандарты, есть саморегулируемые организации, в которые входят практически все охранные и другие организации, которые обеспечивают защиту. Но требования разных ведомств зачастую противоречат друг другу. Предположим, антитеррористические службы говорят, что должны быть решетки на окнах, а противопожарные — решетки на окнах быть не должны. И у каждого — свои доводы. Конечно, школу в бункер превращать нельзя. Поэтому мы должны определить, от каких угроз должна обеспечиваться защита. Есть вопросы, с которыми обращаются родители. Они говорят: мы хотим получать СМС о том, что ребенок пришел или ушел из школы.
— Ведь многие школы оборудованы такими системами…
— Сейчас СМС отменяется, сообщение приходит по электронной почте. Это не в режиме реального времени, СМС все-таки — платная услуга, а электронное сообщение бесплатно. Конечно, многое упирается в деньги. И есть еще очень много вопросов. И к сожалению, не все регионы открыты как Москва. Все проблемы нужно решать комплексно. Хотя многие вопросы сразу решить нельзя. Мы благодарны за честность. Когда мы приходим проверять и видим, что от нас не скрывают проблемы, а аргументируют, объясняют, почему их нельзя решить. А когда люди начинают хитрить, выворачиваться, мы по-другому совершенно относимся. Проблема, которую мы выявили и уже обсуждали на комиссии по дорожной безопасности при мэре города, въездные ворота. Сейчас там — вакханалия. Например, водители бросают машину и перекрывают въезд-выезд. А если экстренная эвакуация? Департамент транспорта сейчас пытается решить эту проблему, потому что есть сложности с установкой знака. Это как раз тот случай, когда знаки должны быть обязательно. Важно, что заместитель мэра лично контролирует этот вопрос. А пока вопрос не решен, учителя решают проблему доступным способом. Они свои машины ставят перед воротами, чтобы была возможность эту машину убрать. Или другая история, когда три шлагбаума до школы стоят, и у школы нет пультов, потому что это местные жители наустанавливали. Безусловно, необходимо вырабатывать единый стандарт. Но также надо учитывать, что в каждом регионе есть своя специфика, есть свои вызовы и угрозы. Они есть и по линии антитеррористической составляющей, и в менталитете. Межнациональные отношения детей относятся или не относится к безопасности? Я считаю, относится. В Москве это уже проблема. Приходят дети мигрантов. У меня много друзей среди мигрантов, среди кавказцев, я ни в коем случае не говорю, кто из них хороший или плохой. Но этнические сообщества уже появляются в школах, и между ними случаются стычки. Появляется определенная ненависть друг к другу. Учителя пытаются это сглаживать, но дети с самого раннего возраста с этим сталкиваются. Огромная проблема, что большое количество детей в раннем возрасте (и этот возраст все снижается) употребляют алкогольную, табачную продукцию. Есть и те, кто пробует наркотики. И здесь мы пока не видим честности от учителей, хотя половина школьников 10-11 класса, мы знаем, курят и выпивают.
Нельзя закрывать глаза на это и говорить, что этого нет. Надо с этим бороться. Некоторые дети вовлечены в ту или иную нелегальную деятельность? И в этом есть доля нашей вины. Потому что мы не профилактируем.
— Проверки закончены? Или во время учебного года вы их еще будете проводить?
— Мы будем проводить проверки еще в учебный период. Это уже будут другие проверки. Безопасность детей — важный вопрос, это надо всегда держать на контроле, и аккуратно к этому подходить. Профилактикой правонарушений надо активнее в школе заниматься.
Сейчас огромная проблема в том, что школы ушли от воспитания. Хорошо, что есть добропорядочные учителя, которые сами этим занимаются. И мы давно поднимали вопрос, нам пока не удалось этого добиться, но мы будем настаивать.
pravda.ru