Фундамент безопасности Москвы
В рамках выставки «Интерполитех-2015» состоялся форум НСБ «Безопасная столица». Одна из его секций — «Участие охранных предприятий в обеспечении безопасности социальных объектов», была проведена Союзом ОСО, который объединяет организации, занятые в охране социальных объектов столицы.
Докладчики секции рассказали об опыте взаимодействия подобных узкоспециализированных ЧОО и органов исполнительной власти г. Москвы, обсудили с участниками мероприятия проект профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», поделились опытом взаимодействия Союза ОСО с администрацией г. Севастополь.
Мероприятие привлекло внимание многих членов охранного сообщества и представителей органов государственной власти, которых беспокоит развитие рынка охранных услуг в социальной сфере.
Но что включает в себя это направление? В Союзе ОСО социальными объектами считают те из них, что находятся в ведении четырех департаментов столицы: образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры. Кроме того, сюда же относят объекты, характеризуемые большим потоком посетителей: торгово-развлекательные комплексы, офисные центры и крупные торговые сети. Союз ОСО работает в этой области уже три года. За это время его членами накоплен богатый практический опыт, определены задачи, на решение которых должны быть нацелены усилия ЧОО, выявлены проблемы, тормозящие развитие отрасли.
Председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский в начале работы секции выступил с подробным обзором ситуации на рынке охраны социальных объектов столицы.
Характеризуя текущее положение дел, он отметил, что последние годы стали периодом укрупнения органов исполнительной власти субъектов Федерации. Происходит процесс централизации: в Москве исчезли окружные дирекции департаментов, занимавшиеся вопросами обеспечения безопасности и контролем качества охранных услуг. Единственным исключением остается Департамент здравоохранения. В силу того, что в ТиНАО состояние как профильных учреждений, так и комплекса охраны в них является относительно слабым, здесь продолжает существовать окружная дирекция, целевым образом занимающееся решением существующих проблем.
В других Департаментах вопросы, связанные с деятельностью ЧОО, переданы в городские дирекции и в СРО.
Централизация затрагивает и охранное сообщество. Так, объединившие многие ЧОО саморегулируемые организации консолидируются между собой. Примерами этого являются Союз ОСО и Союз СРО НСБ.
В результате происходящих на рынке процессов доступ на него оказался закрыт для компаний, в действительности не способных обеспечить надлежащее качество услуг: не имеющих ни опыта серьезной работы, ни техники. Прежде они могли выигрывать торги за счет демпинга. Но теперь, если взять для примера ситуацию в сфере образования, организация должна обеспечить свою заявку на сумму в 12-20 млн рублей, и иметь в три раза большую банковскую гарантию. Параметры серьезные, и надежное финансово-кредитное учреждение, разумеется, не обеспечит такой суммой сомнительное предприятие.
С другой стороны, несмотря на то, что взаимодействие между ЧОО и органами власти в настоящий момент налажено на весьма высоком в сравнении с прежними годами уровне, по-прежнему не удается достигнуть взаимопонимания в некоторых ключевых для обеспечения комплекса безопасности вопросов. Так, госконтрактом предусмотрено прибытие мобильной группы в течение 20 минут после получения сигнала тревоги. На сегодняшний день обеспечить это зачастую просто невозможно. Что если крупное предприятие выиграло лоты в разных округах — сотни объектов, разбросанных по Москве с ее напряженной дорожной ситуацией? Если не ставить «под ружье» сравнимое с объектами число мобильных групп, то обеспечить своевременное прибытие в большинстве случаев окажется невозможно.
Представители Союза ОСО провели серьезную работу в рамках подготовки конкурсной документации. В этом случае государственный заказчик услышал пожелания охранного сообщества и ввел в контракт пункт, разрешающий договор подряда на мобильные группы.
— Разработка нормативной и правовой документации — это сейчас основное в нашей деятельности, — подчеркнул Сергей Саминский. — Без серьезных усилий на этом направлении дальше двигаться не удастся.
Актуальным вопросом для ЧОО, охраняющих социальные объекты, стало очередное сокращение, произошедшее в МВД. Оно, в основном, коснулось вневедомственной охраны. Сотрудники управления, двое вооруженных автоматами бойцов, прежде охраняли аптеки, где хранятся наркотические препараты. Теперь предлагается вверить безопасность таких пунктов предприятиям, которые согласно основному госконтракту несут охрану без оружия. «Мы категорически против этого», — заявил Сергей Саминский. Посудите сами: почему если в полиции — то двое автоматчиков, а в ЧОО — один охранник, вооруженный фонариком? В Москве вдруг исчезли наркоманы, готовые на все, чтобы добраться до «дозы»?! Союз ОСО в настоящий момент обращается в инстанции, от которых зависит решение по этому вопросу. Поддержку оказывает Общественная палата РФ и лично заместитель председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами ОП РФ Дмитрий Галочкин.
Важнейшим направлением в работе Союза стала разработка профессиональных стандартов. Первым из них может стать стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Большая роль в его создании принадлежит члену Совета Союза ОСО, вице-президенту по научно-методической работе СРО Ассоциация «Школа без опасности» Николаю Степанову и исполнительному директору СРО Ассоциация «Школа без опасности» Марии Шапкиной. Стандарт уже принят в Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение — этап, который не проходят 60% таких документов.
В настоящий момент экспертный совет Союза ОСО занят в создании стандарта «Работник по охране учреждений здравоохранения».
Эта деятельность особенно важна в контексте усилий, направленных на улучшение подготовки сотрудников ЧОО. Когда профессиональные стандарты, учитывающие специфику каждого направления в охране социальных объектов, будут утверждены государством и станут нормой, их положения войдут в конкурсную документацию, будут сосредоточены в стандартах отдельных организаций, станут основой для программ специальной переподготовки. Программы эти будут различны для отдельных областей социальной сферы.
— Для разных объектов нужны разные охранники, — отмечает Николай Степанов. — Каждый вначале проходит типовую подготовку, чтобы обрести необходимый правовой статус. Но когда он приходит на объект социальной сферы, то, в зависимости от того, оказывается ли он в здравоохранении или образовании, охранник сталкивается со спецификой этого конкретного направления. И мы подходим к этому как к разным видам профессиональной деятельности.
Усилия, предпринимаемые Союзом ОСО, не остаются незамеченными органами исполнительной власти. Руководитель рабочей группы Координационного совета по безопасности Департамента образования г. Москвы Алексей Журавлев отметил:
— За последние два с половиной года уровень тех охранных предприятий, которые задействованы на объектах образования, вырос на голову. Качество их работы заметно улучшилось. На порядок более подготовленными стали работники. Еще четыре года назад далеко не все могли ответить на вопросы о действиях в ЧС, при пожаре, террористической угрозе. Сегодня ситуация изменилась. Я слышу полные ответы по инструкции. И когда что-то происходит, они не вспоминают, что делать, а действуют сразу, согласно заложенным в голове знаниям.
Поддержали это мнение представители Департамента социальной защиты населения и Департамента транспорта.
Зримым примером хорошо налаженной работы охранных предприятий стало задержание вора, совершившего ряд хищений из школ в течение летнего периода, когда образовательные организации уходили в отпуск. Сотрудники ЧОП «Легионер-100» сумели выследить вора, оперативно просмотрев запись с камер видеонаблюдения, найдя такси, на котором преступник был замечен возле объекта, и отследив нужный дом. Злоумышленник был задержан сотрудниками полиции и уже дал признательные показания по ряду эпизодов.
Депутат Московской городской думы Инна Святенко поблагодарила членов Союза ОСО за активное участие в решении непростых задач, стоящих перед городом.
— Нам очень важна та работа, которую вы делаете, — сказала она. — У нас общая цель — чтобы город был одним из самых безопасных в мире. И никогда мы этого не добьемся без вашей помощи.
Председатель Наблюдательного совета Союза ОСО, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г.Москвы Алексей Майоров обратился к участникам секции со следующими словами:
— Здесь сидят люди, которые охраняют будущее нашего города, охраняют самые незащищенные слои населения, объекты, которые требуют наиболее серьезного внимания. Одно из условий качественного выполнения этой работы — это дополнительная специальная подготовка людей, занятых на этих объектах. За три года совместной работы нам удалось организовать такую подготовку. Кроме того, мы сформулировали единые требования к ЧОО и заказчикам охранных услуг. Все это дало зримые положительные результаты, и мы очень заинтересованы, чтобы не растерять накопленный потенциал. Та деятельность, которой занимаетесь вы, может, и не является панацеей для проблем безопасности города. Но фундамент этой безопасности во многом зависит от вас.
Алексей Майоров также остановился на одной из острых проблем, существующих сейчас в отрасли. К сожалению, кризисные явления в экономике подталкивают заказчика минимизировать расходы на безопасность. Однако при формировании цены поста зачастую полностью отсутствует понимание того, насколько затратным для ЧОО является обеспечение надлежащего уровня безопасности на объекте. Случается, что не учитывается даже минимальный размер оплаты труда в регионе. Алексей Майоров призвал охранное сообщество активнее заниматься этой проблемой, используя имеющиеся в городе площадки — Торгово-промышленную и Общественную палаты, советы при городских экономических структурах. Департамент готов оказать необходимую для продвижения этих инициатив поддержку.
Следует отметить, что усилия Союза ОСО направлены на развитие охранной деятельности не только в столице, но и в других регионах. Ярким примером такой работы стала установка технических средств охраны в четырех школах г. Севастополя. Подробно рассказал об этом проекте президент Ассоциации «Дубровник», учредитель Союза ОСО Игорь Сальник.
Решение о помощи этому крымскому городу было принято в апреле этого года. Инициатива исходила от руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Алексея Майорова. Организационные вопросы взяла на себя Ассоциация «Дубровник», и уже в августе были завершены все работы. В каждой школе были монтированы современные камеры видеонаблюдения, охранная сигнализация и система «Мираж», обеспечивающая мгновенное поступление сигнала тревоги на пульт централизованного наблюдения. Первого сентября Игорь Сальник и Мария Шапкина передали сертификат о безвозмездной передаче установленного охранного имущества губернатору Севастополя Сергею Меняйло.
В завершение работы секции с анализом законодательства по охране социальных объектов на примере г. Москвы выступил эксперт по научно-методической работе СРО Ассоциация «Школа без опасности» Михаил Гаврилов. В этой сфере даже в столице остается немало проблем, однако, как считает докладчик, при заинтересованном подходе городских властей и создании благоприятной возможности к взаимодействию НСБ может серьезно укрепить свой потенциал и реализовать его в обеспечении безопасности города.
— К сожалению, органы исполнительной власти серьезно не рассматривают НСБ как равноправный элемент системы безопасности города наряду с МВД, — сказал Михаил Гаврилов. — На мой взгляд, Правительство могло бы поддержать перспективное развитие НСБ, в первую очередь ее наиболее объединенного и сформированного авангарда в лице охранного сообщества. Какие пути решения можно было бы предложить? Это стимулирование организаций к более широкому и эффективному использованию структур НСБ. Обеспечение равноправного доступа к конкурсам по проведению работ по оказанию услуг на объектах, не входящих в перечень подлежащих ведомственной и вневедомственной охране. Создание в городе условий для развития конкурентоспособного механизма в целях определения действительно способных ЧОО в обеспечении безопасности социально значимых объектов. Разработка конкретных мер по государственно-частному партнерству с участием субъектов НСБ.
Активное участие в работе секции представителей органов исполнительной и законодательной власти г. Москвы позволяет надеяться, что в столице охранному сообществу удастся добиться необходимо взаимодействия с государством по этим и многим другим вопросам.